Счетчики

Главная

 

Федеральное собрание российской федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА

Комиссия по проблемам Северного Кавказа

 

 

 

Решение

Комиссии Государственной думы по проблемам Северного Кавказа

22 февраля 2006 года.

 

 

 

О положении вынужденных переселенцев, пострадавших в результате разрушения кризиса в Чеченской Республике и покинувших ее безвозвратно

 

 

     Заслушав и обсудив с участием представителей федеральных органов исполни-тельной власти, неправительственных и общественных организаций информацию о сложившемся в настоящее время положении вынужденных переселенцев, постра-давших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшие ее безвозвратно, Комиссия Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по проблемам Северного Кавказа отмечает:

Социальная поддержка граждан, покинувших Чеченскую Республику в ходе прове-дения контртеррористической операции, определена рядом нормативно-правовых актов Российской Федерации, в т. ч. Законом РФ от 19 февраля 1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселенцах», Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. №898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицах, пострадавших в результате раз-решения кризиса в Чеченской Республике», постановлениями Правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 937 «О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуж-дающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строитель-ство или приобретение жилья», от 8 ноября 2000 г. №845 «Об утверждении Положе-ния о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федера-ции», от 30 апреля 1997 г. №510 «О Порядке выплаты компенсаций за утраченное жилье и/или имущество гражданам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно».

     С момента реализации постановления Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. №510 на получение установленных компенсаций было подано из числа семей, поки-нувших Чеченскую Республику, 44232 заявления. По данным заявлениям по состоя-нию на 12 октября 2005 года компенсации выплачены на сумму 3728424 тыс. руб-лей. Средняя сумма выплат составила около 105 тыс. рублей на одну семью. Ком-пенсации не выплачены по разным причинам 8722 семьям (около 20% от поданных заявлений).

     По данным МВД России на учете в подразделениях по делам миграции на 1 июля 2005 г. состояло 9657 семей (30408 человек) вынужденных переселенцев, прибыв-ших из Чеченской Республики.

     Средства в федеральном бюджете на 2006 год на выплату компенсаций для дан-ной категории граждан предусмотрены по подразделу «Миграционная политика» в объеме 89,5 млн. рублей. С учетом переходящего остатка средств федерального бюджета в 2006 году достаточно для осуществления выплат в соответствии с поста-новлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. №510 по всем заявительским мА-териалам.

     Несмотря на это по данной проблеме в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации продолжают поступать обращения граждан из числа вынужденных переселенцев. Указанные обращения вызваны существенной разницей в размерах компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество, установленных постановлениями Правительства РФ для граждан на ее территории. (Справка: компенсационные выплаты гражданам, покинувшим Чеченскую Респуб-лику, установленные постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. №510, практически в три раза меньше размеров, аналогичных выплат гражданам, прожи-вающим в Чеченской Республике, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 4 июля 2003 г. №404 «О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории».)

     На это обстоятельство Комиссия ГД по проблемам Северного Кавказа (далее Ко-миссия) неоднократно обращала внимание Правительства РФ, предлагая в соответ-ствии с пунктом 10 постановления Правительства РФ от 4 июля 2003 г. №404 уве-личить размер компенсационных выплат для граждан, покинувших Чеченскую Рес-публику. Аналогичную позицию по данному вопросу имеют Счетная палата РФ, МВД России, Минрегион России.

     В рамках исполнения решения Межведомственной комиссии по вопросам восста-новления социальной сферы и экономики Чеченской Республики от 14 апреля 2005 г. МВД России (ФМС) был разработан проект постановления Правительства РФ «Об изменении размера компенсаций гражданам, пострадавшим в результате разреше-ния кризиса в Чеченской Республике и покинувшим ее безвозвратно, и условий их выплаты», предусматривающий увеличение размера компенсаций. По оценке Счет-ной палаты РФ на реализацию этого постановления необходимо было выделение средств в размере около 9 млрд. рублей. По оценке Минфина России, занявшего от-рицательную позицию по данному вопросу - 18млрд.рублей. Однако постановлени-ем Правительства РФ от 4 августа 2005 г. №489»Об изменении и признании утра-тившими силу некоторых постановлений Правительства РФ…» пункт 10 постанов-ления Правительства РФ от4июля 2003г. №404 был призван утратившим силу.

     Государственная помощь в постоянном жилищном обустройстве гражданам, ко-торым предоставлен статус вынужденных переселенцев до 2002 года находилась в рамках Федеральной миграционной программы в виде приобретения жилья или вы-деления долговременных беспроцентных возвратных ссуд на строительство (приоб-ретение) жилья. С 2002 года постоянное жилищное обустройство вынужденных пе-реселенцев осуществлялось в форме предоставления им безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в ходе реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденной постановлением Пра-вительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, но подпрограмме «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Феде-рации».

     Основной проблемой реализации подпрограммы «Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации» являлась недостаточность финансовых ресурсов и отсутствие единых принципов и механизмов выполнения государственных обязательств Российской Федерации перед гражданами – участни-ками подпрограммы. Объем финансирования подпрограммы за счет средств феде-рального бюджета в 2002 – 2005 годах составил 2450млн.рублей. За этот период лишь 8400 семей из общего количества всех категорий беженцев и вынужденных переселенцев было обеспечено квартирами. При этом процент вынужденных пере-селенцев из Чеченской Республики, получивших жилье по указанной программе крайне незначителен.

     Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 г. № 865 «О дополнитель-ных мерах по реализации целевой программы Жилище на 2002 – 2010 годы» в Прог-рамму внесены изменения, предусматривающие, в частности, обеспечение жильем вынужденных переселенцев в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством», направленной на реализацию мер приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». На финансирование указанной подпрограммы за счет средств федерального бюджета предусмотрены расходы в 2006 – 2010 годах в размере 23,03 млрд.рублей, вт.ч. 2006 году лишь 250 млн. рублей – на обустройство жильем вынужденных переселенцев. Реализация подпрограммы позволит выполнить в 2006 – 2007 годах государствен-ные обязательства по обеспечению жильем 46,1 тыс. семей из числа всех категорий граждан, подлежащих обеспечению жильем в рамках этой подпрограммы. Коли-чество семей из числа покинувших Чеченскую Республику, которое подлежит обес-печению жильем по данной подпрограмме, конкретно не установлено.

     При этом граждане, покинувшие Чеченскую Республику и получившие в соот-ветствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 1997 г. №510 компенса-ционные выплаты, теряют статус вынужденных переселенцев и лишаются правовой основы для государственных обязательств по обеспечению их жильем. В тоже время решением Верховного Суда РФ от 16 ноября 2000 года №ГКПИ 00-1224 отмечено, что установленные права на компенсационные выплаты являются дополнительной защитой прав граждан Российской Федерации на получение социальной защиты и не предусматривают возмещение стоимости утраченного жилья или имущества в полном объеме.

     Также в настоящее время Правительством РФ необеспеченна реализация Указа Президента  РФ от 5 сентября 1995 г. № 898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Рес-публике, и семьям погибших в Чеченской Республике. Источники финансирования затрат и порядок выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам Правительством РФ не определены.

     Ранее финансирование расходов, связанных с выплатами единовременной мате-риальной помощи пострадавшим лицами членам семей погибших, осуществлялось за счет средств, выделяемых по Федеральной целевой программе восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 1996 г., утвержденной пос-тановлением Правительства РФ от 6 марта 1996 г. № 241. Однако финансирование указанной Федеральной целевой программы и выделение средств на выплату еди-новременной материальной помощи пострадавшим гражданам в 1996 году было прекращено. Средства на выплату единовременной материальной помощи не были предусмотрены и в федеральных бюджетах на последующие годы. В результате пострадавшие люди вынуждены в судебном порядке добиваться получения выплат, установленных действующим Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. №898.

     Важной проблемой также является пенсионное обеспечение граждан, покинувших Чеченскую Республику, которые не имеют возможность подтвердить свою заработную плату по причине утраты фондов архивов предприятий вследствие проведения контртеррористической операции. Указанная категория граждан получа-ет пенсии на уровне социальных, не соответствующих их реальному трудовому вкладу при выработанном стаже более требуемого для назначения трудовой пенсии (25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин).

     С учетом изложенного нынешнего положения граждан, пострадавших в результа-те разрешения кризиса в Чеченской Республике, в том числе покинувших Чеченс-кую Республику и потерявших жилье и имущество, их обустройство на новом месте жительства требуют принятия неотложных мер Правительством РФ.

     В целях оказания содействия в обустройстве и нормализации положения граж-дан, вынуждено покинувших в результате кризиса Чеченскую Республику, Комис-сия Государственной Думы по проблемам Северного Кавказа, решила:

          Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями:

  1. В целях повышения адресной направленности мер социальной поддержки провести перерегистрацию численного и персонального состава граждан, безвозвратно покинувших Чеченскую Республику, потерявших жилье и имущество в результате разрешения кризиса, включая оценку качества их обустройства на новом месте жительства, а также создать централизован-ный учет сведений (реестр) разрушенного и/или покинутого жилья, по ко-торому осуществляются компенсационные выплаты.
  2. Предусмотреть в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обя-зательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установ-ленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы увеличение финансирования на обеспечение жильем граждан, покинувших безвозвратно Чеченскую Республику в ре-зультате разрешения кризиса, не получившие компенсационных выплат за утраченное жилье и не обустроенных на новом месте жительства, выделив эту группу вынужденных переселенцев в отдельную категорию с предостав-лением им в первоочередном порядке государственных жилищных сертифи-катов.
  3. Принять решение по выравниваю сумм компенсаций за утраченное жилье и имущество в результате разрешения кризиса гражданам, постоянно прожи-вающим в Чеченской Республике, и гражданам, покинувшим ее безвозврат-но, с возможной реструктуризацией производимых выплат.
  4. Обеспечить реализацию Указа Президента РФ от 5сентября 1995 г. №898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в ре-зультате разрешения кризиса в Чеченской Республике» в части оказания единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, определив порядок осуществ-ления компенсационных выплат и источники финансирования затрат.
  5. В целях пенсионного обеспечения граждан, документы о трудовой деятель-ности которых утрачены вследствие контртеррористической операции в Че-ченской Республике, установить особый порядок подтверждения их зара-ботной платы за период работы в Чеченской Республике.

 

 

 

 

Заместитель Председателя

Государственной Думы,

Председатель Комиссии ГД

по проблемам Северного Кавказа                                          В.С. Катренко